В предыдущей статье мы рассматривали особенности налогообложения сделки по купле – продаже доли в уставном капитале хозяйственного общества между физическими лицами. В настоящей статье сместим акцент внимания на сделки между юридическими лицами.
По аналогии с налогообложением физических лиц, реализация доли организацией – участником также льготируется в силу положений п. 1 ст. 284.2, п. 4.1 ст. 284 НК РФ, которыми предусматривается применение ставки 0% при выполнении следующих условий:
— владение долей не менее 5 лет,
— 50 и более процентов активов организации не составляет недвижимость на территории РФ.
Отметим, что порог стоимости доли в 50 млн. руб., предусмотренный п. 17.2 ст. 217 НК РФ при обложении НДФЛ в отношении налога на прибыль не применяется, т.е. стоимость может превышать 50 млн. руб. и указанное обстоятельство не будет влиять на право применения льготы. В качестве дохода организация – участник учитывает выручку от реализации доли, а в расходы включает стоимость доли и не возвращенные денежные вклады в имущество (пп. 2.1 п. 1 ст. 268 НК РФ).
В случае отсутствия оснований для применения льготы, реализация облагается по общей ставке налога на прибыль.
НДС операция по реализации доли не облагается в силу прямого указания в норме закона — п. 12 п. 2 ст. 149 НК РФ.
Отдельного внимания заслуживает вопрос о стоимости реализации доли. Так, требование о необходимости реализации доли по рыночной цене, определяемой в соответствии со стоимостью чистых активов, предусмотренное ст. 212 НК РФ, по нашему мнению относится только к обложению НДФЛ и не является обязательным для целей налога на прибыль.
Ст. 14 Федерального закона №14 от 08.02.1998 г. «Об обществах с ограниченной ответственностью» содержит следующие условия о цене купли – продажи доли:
Цена покупки доли или части доли в уставном капитале может устанавливаться уставом общества в твердой денежной сумме или на основании одного из критериев, определяющих стоимость доли (стоимость чистых активов общества, балансовая стоимость активов общества на последнюю отчетную дату, чистая прибыль общества и другие). Заранее определенная уставом цена покупки доли или части доли должна быть одинаковой для всех участников общества вне зависимости от принадлежности такой доли или такой части доли в уставном капитале общества.
Таким образом, и специальная, и общая нормы законодательства наделяют стороны правом самостоятельно определить цену доли при купле – продаже (только в для целей налога на прибыль).
Однако, отсутствие прямого указания в законодательстве не исключает возможности применения косвенного контрольного механизма, а именно оценку правомерности операции с точки зрения получения лицами необоснованной налоговой выгоды (ст. 54.1 НК РФ). Особенно высокими будут риски при выполнении следующих условий:
— взаимная зависимость сторон сделки,
— многократное отклонение цены сделки от действительной стоимости доли.
Определенная степень диспозитивности хозяйственного поведения лиц при проведении рассматриваемой сделки обуславливает соответствующую степень ее налогового риска. Во – избежание возможного предъявления налоговых претензий в адрес сторон сделки рекомендуем предварительно проконсультироваться со специалистами.